qvies: (Default)
[personal profile] qvies
IV

Когда в январе 1460 г. Великий князь Василий Васильевич почтил своим присутствием Новгородскую землю с инспекционной поездкой, лишь архиепископу Ионе удалось предотвратить убийство Великого князя вместе с его сыновьями по приговору Новгородского веча. Владыке со степени святой Софии удалось убедить горячих горожан, что дело не в князе и его детях - дело в теперешней силе Москвы и временной слабости Новгорода. Горожане, покипев, успокоились и в течение трех недель едва терпели присутствие в своей земле великокняжеского семейства.

Можно догадываться, что Василий Темный затеял свой вояж, обеспокоенный тем, что “Наримонтовы земли” и Руса с Ямом впридачу в 1458 г. Новгородом были отданы в кормление другому кузену Казимира IV – князю Юрию Семеновичу. Понятно, что ответили Новгородцы: не от тебя, князь, де, защиты ищем, от алчных еретиков-ливонцев, - поскольку Великий князь тут же призвал к себе и псковитян, соседей Ордена вместе с их князем Чарторыйским и предложил тому крест целовать себе на службу. Князь от службы уклонился и ушел вместе со своей дружиной в Литву.

Псков вынужден был принять себе князем уже не по своему прошению, а по воле Великого князя, сына Василия Васильевича, Юрия. Юрий Васильевич, по установившейся доброй традиции, оставил во Пскове своего наместника, того самого Ивана Васильевича Стригу Оболенского, обидчика новгородского воинства под Русой. Отныне Москва уже не выпустит Псковскую землю из своих рук, что едва не случилось во время бурных династических дебатов начала княжения Василия Темного.

Через год псковские войска вместе с войском московского наместника принудили Орден к миру. Причина для сохранения литовского кормления в Новгородской земле исчезла, и, после долгого ожидания Москвой его ликвидации, еще через год, 7 января 1462 г., в Новгород прибыло великокняжеское посольство. Посольство встретили в Новгороде крайне неприязненно. Ничего не добившись, оно через шестнадцать дней покинуло Новгородскую землю.

Испугавшись своей храбрости, Новгород хотел было направить вслед послам в Москву к Великому князю владыку Иону, но тут уже подоспел великий пост, так что пришло время архиепископу суды судить по всей Новгородской земле и десятину собирать. Иона отправился не в Москву, а во владычное полюдье.

Василий Васильевич утолил свою жажду мести еще одним массовым процессом в нашей истории - казнью детей боярских князя Василия Ярославича Боровского. Те были обеспокоены судьбой своего князя, уже шесть лет сидящего за верную службу под замком у Василия Васильевича, и возмечтали его освободить. Зрелище на этот раз было не такое однообразное, как в прошлый: к уже традиционному четвертованию добавилось повешение, волочение по льду на лубьях за лошадиными хвостами, опускание в прорубь и прочая, и прочая. Наверное, сильно простудившись во время процесса под обманчивым мартовским солнышком, неугомонный Василий II Васильевич Темный, видимо, приняв изрядную дозу не того лекарства*, наконец, успокоился навечно.

_______________________________________

* История отравлений Мономашичами и Мономашичей еще ждет своего исследователя. Тема, гарантирую, гораздо более обширная и интересная, нежели история каких-то там Медичей.


<III                 оглавление                  V>

Profile

qvies: (Default)
qvies

October 2020

S M T W T F S
    123
45678910
1112131415 1617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 18th, 2025 06:41 am
Powered by Dreamwidth Studios