Apr. 11th, 2012

qvies: (Default)
Совершенно очевидно, что для частной инициативы внутри патрилинейной и патрилокальной общины не было места. Инициативные индивиды просто отторгаются общиной как носители потенциальных конфликтов, и они вынуждены либо искать себе места в иной общине, где их инициативность будет востребована (чаще всего такие общины возникают на окраинах нарождающегося государства, приходя на смену подростковому сообществу воинов-пастухов, так на границах Руси и Степи возникло казачество), либо уходить в города, пополняя ряды ремесленников. Но встречаются среди них и посредники, осуществляющие обмен между городом и общиной, наиболее удачливым из них община предоставляет беспроцентную, как члену общины, ссуду для оборота и расширения дел (таково происхождение капиталов большинства наших купцов-старообрядцев).

В городе ремесленники объединяются в артели, купцы тоже образуют подобия общин - коллегии, но они долгое время остаются вне рамок государственного регулирования, поскольку Римское право ни на них, ни на их коллегии не распространяется, как не распространяется оно и на все внутриобщинные и внутрисемейные дела. В Риме (а затем в Константинополе) и во всех муниципиях, признанных Римом, они единственные, помимо муниципальных сборов, обязаны казне подушной податью и пошлинами, зависящими от состояния и рода деятельности.

Усложнение образования новых коллегий приводят к новому виду комбинации и рекомбинации прав собственности, к комменде, где аккумуляция средств осуществляется путем их вручения тому, кто выступает в сделках, прибыль от которых делится между вручившими, в качестве единственного обладателя этих средств. Несложно догадаться, что это - всего лишь замаскированные прежние коллегии, но именно комменда и привела к тому, что номинальный обладатель средств со временем стал обладателем фактическим. Подобная метаморфоза происходит и с артелями: глава артели постепенно тоже становится потомственным предпринимателем.

Завершился этот процесс коммунальной революцией, и вместе с городским самоуправлением появляется законодательно оформленный запрет на создание внутри города новых добровольных купеческих и производственных объединений без дозволения на то муниципалитета, состоящего из получивших благодаря этой революции муниципальное гражданство предпринимателей.

Эволюция добровольных объединений ремесленников и купцов повторила эволюцию патронимий, но для первой оказался достаточным один единственный закон, изначально направленный лишь на блокирование создания политических партий и прохождения в магистраты, а следовательно, и в Сенат, тех кандидатов, кто без помощи своей коллегии не мог собрать необходимый для сенаторства миллион сестерциев.


21 22 23
qvies: (Default)
Примерно в то время, когда предприниматели становятся гражданами муниципий, Третий Латеранский собор своим XXV каноном отлучает от причастия и церковного погребения всех "пользующихся дурной славой" ссужающих деньги под процент. Комменда, лишь отчасти напоминавшая такую ссуду (ее процент мог быть как положительным, так, в случае неуспеха предприятия, и отрицательным), тоже подпадает под это положение.

Папу Александра III, предстоявшего на том соборе, понять можно: он только что отбил все атаки лжепап, поддержанные войсками Фридриха Барбароссы, содержание которых и обеспечивали те самые "пользующиеся дурной славой" любители процента, чье богатство в основном состояло из врученных им средств.

Насколько действенны были каноны католических соборов, прекрасно иллюстрирует действенность решения предыдущего собора, осудившего турниры и лишившего христианского погребения всех, потерявших на них жизнь (канон XIV). Без воли светских властей угроза так и оставалась угрозой, но запрет ссудного процента получил у католических государств вполне ощутимую поддержку.

Итак, от коллегий, собиравших деньги на свои операции и действовавших коллегиально, под воздействием закона, затруднившего образование таких коллегий, эволюция концентрации средств приводит к комменде, где актором выступает распоряжающийся этими средствами; еще один закон, поставивший на грань легальности самое комменду, дает начало новой форме концентрации средств - частному капиталу.

Теперь, прежде, чем собирать чужие средства, актору приходится выложить на основание предприятия свои, и лишь потом получать их обратно, продавая его части. Если при комменде каждый, вручающий свои средства номинальному собственнику, вручал их на своих особых условиях, зависящих от различных обстоятельств, то приобретение части предприятия подразумевало и получение прибыли от такой же части предприятия, потому для удобства расчетов эти части вскоре становятся равными, что заодно облегчает и их реализацию. Рефинансирования капитала предприятия не предполагалось, потому кроме прибыли, совладельцу в течение срока деятельности предприятия выплачивалась и полная компенсация вложенных им средств.

Прибыль такие предприятия извлекали в основном из откупов регалий, отсюда и поддержка государством запрета процента и комменды, охватывающей намного больший круг интересов. Предприниматели откупали у государств и государей на срок от года до двадцати лет их исключительные права, способные приносить прибыль, но требующие для ее извлечения некоторого организованного труда, - от права на разработку рудников и права на собирание налогов (сам папа отдал на откуп свое право итальянским банкирам из10% маржи), до права эксплуатации колоний и права на каперство.

Следующий шаг вполне очевиден: трансформация подобных предприятий в акционерные общества. Их создание уже невозможно без заинтересованного участия государства, но к тому времени и политику государства уже определяют те самые предприниматели, что появились в муниципалитетах во времена папы Александра III и императора Фридриха I Барбароссы.


22 23 24
Page generated Jul. 7th, 2025 01:02 am
Powered by Dreamwidth Studios