Зачем автомобилю аптеки?
Jul. 3rd, 2008 03:20 amЭтот нижний предел обходился покупателю в среднем уже несколько больше, чем в 1000 долларов, хотя заявленная цена на модель "Т" постоянно снижалась и составляла в 1914 году уже 490 долларов, упав за шесть лет чуть ли не вдвое. Но не забудьте, это была заявленная цена, цена базовой модели, а не реальная цена за реальный автомобиль.
Одно в этом положении верно: именно автомобиль стал локомотивом американской экономики. Именно он потребовал и точных станков, и хороших дорог, и придорожного сервиса. Когда Форд "Т" появился на свет, автомобили уже уверенно побеждали в конкуренции с паромобилями и электромобилями. Хотя никто не осмелился бы тогда уверенно отдать пальму первенства ни одному из экипажей, спор между ними уже решила все та же инфраструктура.
Само изобретение бензинового двигателя достаточно анекдотично. С тех пор, как началась добыча нефти и разделение ее на фракции для удобства потребления, появились и отходы этого разделения. Мазут долго не находил себе иного применения, нежели антисептик и заменитель дегтя в тележных осях, но наконец и его научились сжигать вместе с прочими тяжелыми фракциями - соляркой и керосином. Они горели везде, где были паровые котлы, самая же легкая фракция – летучий и взрывоопасный газолин, большей частью выливалась в ямы, а часть ее поступала в аптеки. Газолин применялся для обезжиривания, а его пары добавлялись к светильному газу и керосину в мощных источниках света, необходимых для хирургии.
Газолин, наконец, тоже научились разделять на фракции – лигроин и бензин. Если лигроин и был востребован, то самой легкой фракции, летучему и взрывоопасному бензину оставалась роль отходов производства и самого дешевого растворителя. Тем не менее, он по прежнему оставался в продаже в одной из самых разветвленных на тот момент в мире сетей – аптечной.
Только эта повсеместная доступность и бросовые цены на него привлекли к бензину внимание создателей первых газовых двигателей. Газовый двигатель, став бензиновым, утратил по пути к потребителю даже свое изначальное название, хотя вполне бы мог работать и на спирте, и на газе, и даже на масле. Кстати, масло для своего автомобиля автомобилист покупал все в той же аптеке. Ага, касторовое.
Все рекорды скорости, и надежности самобеглых колясок начала ХХ века принадлежали паромобилям и электромобилям. По удобству эксплуатации, совершенству конструкции и простоте управления они намного опережали автомобили. Единственное в чем проигрывали они своему конкуренту - доступность топлива. Электромобилисты были привязаны к городским электросетям, паромобилисты к сетям сбыта угля или керосина. Автомобилист находил свою аптеку в любом захолустье.
Потому именно автомобиль, а не паромобиль и не электромобиль стал локомотивом американской экономики. Автомобиль Форд "Т" лишь ускорил этот процесс, став самым массовым автомобилем и задав минимальные требования как к самому автомобилю, так и к его производству, обслуживанию и дистрибуции.
Как видим, представление о том, что инфраструктура возникает сама по себе вместе с бурно развивающимся новшеством ошибочно. Новшество и пробивает-то себе путь именно потому, что для его существования уже готовы необходимые условия – инфраструктура, готовая его поддержать. Это уже потом, в пору своего расцвета новшество начинает достраивать инфраструктуру под себя, а на первых пора ему необходима хотя бы аптечная сеть.