Oct. 15th, 2007

qvies: (Default)
V

Кончины архиепископа Ионы и князя Симеона Олельковича Киевского оказались не последними в череде смертей, спутавших карты кворуму новгородских посадников. В середине марта 1471 г. умер Иржи Поберадский, король Чехии, завещавший свой трон сыну Казимира, Владиславу. Матей Корвин, король Венгерский, воспользовался временным отсутствием законного короля и занял Моравию и Силезию. Казимир, желавший не только видеть своего сына Владислава королем Чехии, но уже прочивший и другого своего сына, Казимира, в короли Венгрии на место самого короля Матея, полностью завяз в делах чешско-венгерских и уже не мог оказать сколь-нибудь существенную помощь Новгороду.

Хану Ахмату Иван устроил головную боль с помощью вятских потомков ушкуйников: они взяли Сарай, спустившись на своих лодках из Хлынова, и поигрывавшего мускулами на границах с Ордой Крымского хана Хаджи Гирея, наследника Азы Гирея, ударившего в тыл Ахмату в 1464 г., когда тот решил проучить злостного неплательщика - Великого князя Владимирского. Последний союзник Новгорода был вынужден решать свои проблемы далеко от новгородских пределов.

Однако, следовало спешить, и Иван Васильевич созывает собор князей, епископов, бояр и воевод под председательством митрополита Филиппа, дабы придать легитимность планирующемуся новгородскому походу. Лукавство собора было очевидным даже для современников: ставленный папой Пием II митрополит Киевский Григорий, после непризнания его Москвой и отказа литовских православных епископов сотрудничать с ним, добился и от патриарха своего назначения на Киевскую кафедру в качестве митрополита Всея Руси. Литовские епископы митрополита признали, но Москва, привыкшая уже ставить своих собственных митрополитов, проигнорировала веление патриарха, и на Руси появился Киевский диоцез Константинопольского патриархата.

В результате собора поход представлялся уже не как очередное завоевание, а как крестовый поход, призванный не допустить осквернения новгородцами православной веры каноническим общением с униатами и католиками. Собор поход благославляет, и в конце того же мая, вопреки всем правилам ведения регулярной войны, требующим начинать основные военные действия после сбора урожая, особенно против Новгородской земли, в конце весны – начале лета представляющей собой сплошное болото, поход Ивана III против Новгорода начинается.

Начинается он с выступления хвалынских и устюжских войск под командованием Василия Образца Симского Добрынского и Бориса Слепого Тютчева в Заволочье. Через неделю начали свой марш на соединение с псковскими войсками отряды Даниила Холмского и Федора Хромого Пестрого Стародубского. Еще через неделю к Волочку выступил Иван Стрига Оболенский. И лишь через три с лишним недели после начала кампании собранные в Волоке Ламском основные силы Ивана III под командованием самого Великого князя неспешно двинулись на соединение с войском Великого князя Тверского к Твери и далее, к Торжку.

Казалось, мудрый Иван Васильевич, так точно рассчитавший политическую ситуацию, начал совершать непростительные для стратега тактические ошибки. Он выбрал время года не самое благоприятное для его легкой кавалерии, он распылил свои силы, разделив их на четыре самостоятельные рати, нападающие с разных сторон и в разное время, давая шанс противнику расправиться с ними поодиночке, но Иван Васильевич знал и иное: в Новгороде в это время не было единого командующего, зима 1470-1471 г.г. была малоснежной, в конце мая по утрам еще стояли морозы, а пригороды новгородские готовы были выступить в поддержку Великого князя.

Ошибка Ивана Великого оказалась именно стратегической.



<IV                  оглавление                     VI>

Profile

qvies: (Default)
qvies

October 2020

S M T W T F S
    123
45678910
1112131415 1617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 17th, 2025 09:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios