Sep. 30th, 2007

qvies: (Default)
I
Надменно глядя с нынешних высот на свое прошлое, человечеству сложно осознать, что в древности, несмотря на отсутствие современных средств передвижения и связи, европейско-азиатский мир был столь же един, как и сейчас, а мобильность населения, ныне стесненная национальными границами и отсутствием свободных для заселения пространств, была намного выше, чем в наше время. Археологические данные свидетельствуют о наличии обмена между материками Евразии еще в каменном веке, а уж в рассматриваемое нами время наличие торговли между ними даже не оспаривается. Тем более странным становится постулат о натуральном характере производства господствующего в Европе вплоть до XIX века.

Европейское население все первое тысячелетие после рождества Христова, вместо того, чтобы сидеть на одном месте и согласно исторической науке, не сходя с него, удовлетворять свои потребности в крове, одежде и пище, постоянно бродит от Атлантики до Урала в поисках удобного места для обмена продуктов своего производства на иноземные, преимущественно индийские и китайские.*

Маленькая мировая война, затеянная императором Юстинианом в VI веке, привела к тому, что прежние торговые пути, соединявшие Европу с Азией, были перерезаны, и племена, по своему обыкновению, пошли искать новых мест, удобных как для экспорта, так и для импорта. Так наши племена и нашли свои места. Они оседлали путь, впоследствии получивший название “из варяг в греки”. Название, впрочем, как и поселения славянских племен в нижнем течении Днепра, появилось уже гораздо позже, тогда важнее было иное направление - путь вниз по Волге до Каспийского моря.

Собственно, не столь уж исторически долгая необходимость в этом пути, впоследствии еще некоторое время поддерживаемая удобством транспортировки грузов из стабильного европейского севера в Византию, державшую тогда торговлю с востоком, и обратно в обход обустраивающейся Европы, и привела к появлению государственного образования под эгидой русского племени с преимущественно славянским населением. В этом не было бы ничего примечательного, мало ли подобных образований возникало и исчезало? Да вот только почему-то именно это так и не может исчезнуть, несмотря на все потрясения, постигшие его на протяжении своего существования, и именно оно является наименее европейским во всей Европе.

Русь приняла христианство, как и вся Европа. Она приняла его в Византийской редакции. Это вряд ли могло оказать столь глубокое влияние на русское мировоззрение, что Россия начала отдаляться от Европы, но послужило в свое время аргументом сначала в споре правителей Руси с ее землями, а затем в споре России с Европой. Это первое отличие от европейской истории, что бросается в глаза при знакомстве с историей российской, второе же – разница в статусе этих земель по сравнению с европейскими графствами, княжествами и прочими земельными образованиями.
_________________
* Звучит теперь особенно актуально, если учесть, что все мировое производство ныне туда и переезжает.



qvies: (Default)
II

С самого начала российской истории поражает как параллельность процессов, происходящих на Руси и в Европе, так и различие результатов этих процессов. Образование городов в Европе, то есть, именно городов, а не крупных поселений, городов, не подчиняющихся никому, кроме короля, да и ему подвластных с целым рядом оговорок, условий и ограничений, начинается в Х–XI в.в.. Тогда же появляются и русские города*, но если европейские города получают свою самостоятельность из рук монарха, то города русские являются на сцене уже самостоятельными: они сами заключают договоры со своими правителями. Европейские монархи даруют иммунитеты городским коммунам, что, собственно, и превращает их в города, чтобы заручится союзником в борьбе с уже набравшими силу европейскими феодалами, на Руси же еще нет феодалов, поскольку на Руси еще не ощущается ценность земельного владения.

Первыми землевладельцами на Руси, подобно греческим полисам, становятся именно города. Если в Европе города чуть ли не под самыми своими стенами окружены чужими владениями, как Санкт-Петербург и Москва своими областями, то на Руси города владеют всеми землями “к ним тянущими”. Городской правитель-князь согласно договору-ряду, как правило, оказывается вне городских стен. В Новгороде ему даже не дозволено покупать землю и ходить в полюдье - кормовую дань, собранную со строго оговоренной территории, князю и его дружине доставляли прямо в покои, что стояли, как вы догадываетесь, напротив городских укреплений, по другую сторону Волхова.

Кажется, последним Великим князем, подписавшим в 1252г. подобный договор с Владимиром, тогда стольным городом, скорее уже в силу традиции, нежели по необходимости, был никто иной, как Александр Невский. Он же затем и воспользовался для ликвидации подобной практики в других городах монгольским войском под водительством Неврюя. Однако, не этот наш великий святой положил начало подобному “собиранию земель русских”. Первым начал их “собирать” другой герой наших святцев – Андрей Боголюбский.

____________________
* Назовем их русскими для упрощения изложения - хотя были эти города разноплеменные, дань все-таки все платили русам.




Page generated Jul. 10th, 2025 11:43 am
Powered by Dreamwidth Studios